В соответствии с:
- Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»,
- с приказом Министерства образования Тверской области от 30.08.2024 г. № 1092/ПК «О проведении в 2024/25 учебном году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»,
в МОУ «Рамешковская СОШ» будет проведено социально-психологическое тестирование учащихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в период с 16 сентября 2024 года по 15 октября 2024 года .
Цель тестирования: оценка степени риска вовлечения личности в зависимое поведение.
Тревоги родителей часто связаны со склонностью и готовностью их детей совершать рискованные поступки. Тяга к риску это часть развития личности: период, когда ребенок должен выйти за пределы семьи, встретиться с внешним миром и начать принимать самостоятельные решения. Подросток хочет быть самостоятельным, считая себя «уже взрослым». Взрослым, но каким? Подросткам трудно разобраться в моделях взрослости, но они точно знают, что взрослому можно и даже иногда нужно рисковать.
Риск бывает разным. Можно выделить 2 модели рискованного поведения подростков.
Модель 1: подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей жизни, например, выбирая занятия и задания повышенной сложности в учебной деятельности, участвуя в походах, квестах, вступая в волонтерские отряды, организуя собственные социальные объединения и др. Такое рискованное поведение помогает научиться достигать поставленные цели, преодолеть страхи, развить новые качества личности, влиться в социум.
Модель 2: подросток, желая пережить острые ощущения, испытать себя, выделиться, выбирает виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение общепринятых правил, законов и т.д. В этом случае подростки ищут или сами создают условия для явной угрозы жизни: балансируют на краю крыши, перебегают рельсы перед близко идущим поездом, пробуют тяжелые и опасные наркотики и т.п. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.
Скорее всего, Вы скажете: «Это точно не про моего ребенка!». Так думают и должны думать 99% родителей! Но, увы, не существует гарантий того, что модель 2 не встанет на пути взросления Вашего ребенка.
Что же необходимо знать родителю для того, чтобы предотвратить такое развитие событий:
Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение, например, наркотическую зависимость.
Факторы защиты — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Иначе говоря, родителям важно:
- во-первых, научить ребенка рисковать в пределах границ, безопасных для жизни, а также справляться с жизненными и психологическими проблемами;
- во-вторых, самим научиться замечать, распознавать и предотвращать включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.
С 2013 года в образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
Тестирование позволяет оценить:
- траекторию становления его личности,
- степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях,
- факторы риска и ресурсы защиты личности при вовлечении в зависимое поведение.
С какого возраста проводится СПТ?
В СПТ принимают участие лица, обучающиеся с 7 по 11 класс, достигшие возраста 13 лет исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает Вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах. Если в 7 классе есть 12 летние дети и родители желают протестировать ребенка, то им предоставляется такая возможность.
Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.
Не будет ли тестирование провоцировать интерес к наркотикам?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным. Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.
Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации.
СПТ помогает выявить тех, кто употребляет наркотические и/или психоактивные вещества?
СПТ не выявляет конкретных студентов, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза!
СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?
- ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление;
- ДА – если Вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка;
- ДА – если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей.
СПТ проводится анонимно, обобщенные результаты приходят на школу в целом. Если Вы захотите узнать больше о ресурсах личности Вашего ребенка при столкновении с жизненными трудностями, риском и угрозами среды, приглашаем на консультацию психолога.
Благодарим Вас за помощь в профилактике распространения факторов риска среди наших детей! |